shapka

Декабрь 2024

 54544 В настоящее время в условиях развития инновационной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования личности в условиях неоднородности этнической среды, для успешной жизнедеятельности в которой необходимо формирование у подрастающего поколения необходимого  набора компетенций.

В целом под этнокультурными компетенциями мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.      

Известно, что каждый регион России рассматривается как уникальная социальная сфера, интегрирующая неповторимые особенности национально-демографического, культурно-исторического, духовно-нравственного и педагогического характера.

Декоративно - прикладного творчество как средство в раскрытии проблемы инновационной площадки  было выбрано с понимаем того неоспоримого факта, что одной из областей, расширяющих границы восприятия окружающего мира, является образцы декоративно-прикладного искусства, ручного художественного ремесла, творения мастеров и художников. Именно народное искусство, как форма этнического сознания, отражает особенности стиля и изобразительных средств, присущих той или иной этнокультуре. Народное искусство выражает «дух» народа, его характер и психологию, эстетические и национальные ценности. Художественное своеобразие произведений народного творчества определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат прочной основой для формирования этнокультурных компетенций. Произведения народного творчества являются визитной карточкой этнокультурных групп.

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.