Патриотизм- стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу.
Проблема патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления социальной безответственности и агрессивности как слагаемых комплекса ущербности, маргинальности и неполноценности нации.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи:
- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности (забота о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности);
- воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой целеустремленности к созидательной деятельности;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.
История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладывается в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.
Современной России необходимо правильно использовать лучший опыт воспитания и просвещения, накопленный веками. Однако здесь нужно быть весьма осторожным: бездумное внедрение даже самых ценных шаблонов из прошлого не принесет должного результата, так как требуется применять формы и методы, адаптированные к современным постоянно изменяющимся условиям современного общества.
Необходимы действенные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий. То есть, важно создать эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство.
С разрушением идеологической оболочки патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» произошла «депатриотизация» духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства.
Лишь в конце 90-х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы патриотического воспитания.
Необходимость формирования патриотизма в современном обществе декларируется во многих нормативных документах. Однако до сих пор отсутствует концептуальное видение, стратегия и, соответственно, действенные (долговременные, системные) меры решения данной проблемы. Самая главная проблема в том, что отсутствует системный подход к проблеме.
На одной из встреч с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания Владимир Путин озвучил, что в современной России на протяжении 20 лет данной проблемой никто не занимается в связи с тем, что в отличие от советских времен, перестала существовать монополия на данную идеологию, в первую очередь со стороны самого государства.
Вследствие этого в данной области можно выделить целый комплекс основных проблем: на государственном уровне, в информационной, научной и правовой сферах.
Главным негативным фактором бесспорно является то, что до сих пор не преодолена дискредитация не только существовавшей десятилетиями практики патриотического и военно-патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота.
В связи с этим происходит поэтапное формирование высших социально значимых ценностей, идеалов, правил поведения, навыков патриотически ориентированного поступка, действия. Начинается воспитательный процесс с побуждения положительного эмоционального отношения к патриотической форме поведения, поддержки соответственного эмоционального состояния. Следующим этапом является выработка умения патриотически направленного действия. Последующая ступень – усвоение понятия и организация опыта патриотически ориентированного поведения.
Основные направления определяются особенностями переживаемого периода общественного развития.
Направления патриотического воспитания подразделяются на 2 основные группы.
В первую из них включены мероприятия, призванные поднять эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень.
Они систематизированы по следующим основным направлениям:
- информационно-аналитическое;
- нормативно-правовое;
- организационно-методическое;
- обеспечение взаимодействия и координации;
- подготовка и повышение квалификации кадров;
- финансово-экономическое обеспечение.
Вторая группа направлений включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются:
- историко-патриотическое;
- социально-патриотическое;
- культурно-патриотическое;
- спортивно-патриотическое;
- гражданско-патриотическое;
- военно-патриотическое;
- взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотическом воспитании граждан.
Основное содержание деятельности по этим направлениям сфокусировано на формировании у граждан России уважения к истории страны, высокой культуры, духовности, любви к Родине, гражданской ответственности.
Эти направления представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в определенные сроки, обладая необходимыми возможностями и ресурсами:
Среди основных мер решения задач патриотического воспитания следует выделить следующие
- проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;
- обеспечение возможности для полноценной социализации граждан;
- утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей;
- повышение эффективности системы патриотического воспитания;
- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;
- создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.
Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает».
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что самым эффективным способом формирования патриотических чувств, по нашему мнению, является широкое вовлечение в это направление самих студентов при их непосредственном участии в процессе подготовки всех мероприятий. Благодаря разнообразию методов и форм проводимых мероприятий, патриотическое воспитание студентов направлено на развитие творческой активности и личности студентов; на формирование чувства ответственности и самосознания, долга и совести; на воспитание правильных ценностных ориентиров, на укрепление самооценки и на появление критического взгляда на собственные поступки и помыслы, то есть на воспитание образованного, нравственного человека, способного жить и трудиться в обновленном мире, любящего свою Родину и уважающего нацию, к которой он принадлежит.
Другими словами, для возрождения патриотизма необходимо осознать, что счастливая жизнь возможна только в сплоченном неравнодушном обществе, пронизанном патриотическими чувствами.
Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" . Патриот - это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ.
Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Роль и значение патриотического воспитания возрастает в момент острого напряжения граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.
Патриотизм рассматривается в нескольких аспектах: в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество.
В современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов и С. В. Матвеева определяют и патриотическое воспитание как динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма. Однако воспитательное воздействие на личность не всегда приводит к желаемому результату. По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников». По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников». Так же можно сказать, что воспитание патриотизма зависит от того, как молодёжь включается в различные виды деятельности, которые связанные по своему содержанию с патриотизмом.
Воспитание патриотизма является сегодня одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной и духовной безопасности страны. И в этом плане патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, экстремизму, сепаратизму и космополитизму. Важна такая система образования, которая выстраивает пути патриотического воспитания с опорой на методологию «диалога культур», принципов культуросообразности, природосообразности, поликультурности образовательного процесса, понимания места и цели патриотического воспитания в целостной логике воспитания в образовательном учреждении, призвана обеспечить становление граждан, уважающих права и свободы личности, и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения и связанные с этим вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде на государственном уровне имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют следующие документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909;
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии развития российской культуры, патриотизма и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Сегодня наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, воспитания патриотизма и гражданственности, духовно- нравственной культуры молодежи.
Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтерства и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и другое.
Вывод
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.