shapka


Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"

Конституционный Суд разобрался, в какой срок можно наказывать за нарушение лицензионных требований.

Конституционный Суд по жалобе оператора почтовой связи проверил норму КоАП о сроках давности. Заявитель задерживал доставку и терял почтовые отправления, поэтому его привлекали к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Оператор жаловался, что к нему применяли не общий трехмесячный, а годичный срок давности, предусмотренный за нарушение прав потребителей. Суд решил, что норма не противоречит Конституции, поскольку годичный срок не применяется. В то же время потребители вправе требовать убытки и компенсацию морального вреда, если лицензионное нарушение привело к нарушению их прав. В этом случае оператора можно наказать по другой статье КоАП - оказание населению некачественных услуг. При такой квалификации срок давности равен году.


Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 2019 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова"

КС запретил забирать у чиновников имущество, купленное ими на неподтвержденные доходы до поступления на госслужбу.

КС признал, что оспоренная гражданином норма не допускает обращения в доход Российской Федерации имущества, которое он купил до того, как стал муниципальным депутатом. Условие - ни он, ни его супруга ранее не занимали должности, предполагающие контроль за соответствием их расходов. Если расходы чиновника не соответствуют его законным доходам, в пользу государства может быть обращено только имущество, приобретенное им в период замещения должности, предполагающей названный контроль.


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Верховный Суд объяснил, как оспаривать законы.

Взамен выпущенных в 2007 и 2013 гг. Пленум Верховного Суда дал новые разъяснения по оспариванию законов и других нормативных правовых актов. Такой акт отличают два признака. Во-первых, он издан управомоченным органом или должностным лицом. Во-вторых, в нем есть правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Оспорить можно также разъяснения законодательства, которые имеют нормативные свойства, то есть общеобязательны для неопределенного круга лиц. В заявлении нужно указать, какие права, свободы и законные интересы нарушает или может нарушить оспариваемый акт, иначе оно останется без движения. Граждане без высшего юридического образования ведут дела через представителей, имеющих такое образование. Но подписать и подать заявление в суд эти граждане могут и сами. Региональные акты не могут устанавливать санкции за налоговые нарушения. А муниципальные акты не могут предусматривать какую-либо ответственность за их неисполнение, поскольку она регулируется федеральными и региональными законами. Суд может обязать ответчика принять новый акт взамен признанного недействующим, если отношения недостаточно урегулированы, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.


Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 566-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

Усовершенствована работа контрольно-счетных органов регионов.

Представительные органы всех муниципалитетов (а не только внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) получили право заключать соглашения с контрольно-счетными органами регионов о передаче им полномочий внешнего муниципального финансового контроля. Это позволит исключить траты муниципального бюджета на содержание контрольно-счетного органа и привлечь профессионалов к проверке использования бюджетных средств на местах.
Также повышена эффективность взаимодействия контрольно-счетных органов регионов и правоохранительных структур.


Федеральный закон от 22 января 2019 г. N 1-ФЗ "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации"

Компенсировать взносы за капремонт можно без лишней волокиты. Упрощена процедура компенсации гражданам расходов на капремонт. Компенсация положена пенсионерам, достигшим 70 лет. Раньше для ее получения надо было ежемесячно представлять документы, подтверждающие уплату взноса на капремонт. Теперь эти сведения власти будут самостоятельно запрашивать у регионального оператора либо владельца спецсчета. Требовать такие сведения от граждан запрещено. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 570-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Юрлиц будут штрафовать за взятки в интересах дочерних фирм.

Установлена административная ответственность за взятки юрлиц не только в своих интересах, но и в интересах связанных с ними иных фирм, аффилированных организаций, дочерних обществ. Санкции остаются прежними.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 569-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Террористов и бандитов будут наказывать строже.

Скорректирован УК РФ. Согласно поправкам по преступлениям террористической направленности часть срока наказания должна обязательно отбываться в тюрьме.
Период заключения в тюрьме после зачета времени содержания под стражей до вступления в силу обвинительного приговора должен быть не менее 1 года.
По статьям "Бандитизм" и "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" время содержания под стражей будет зачитываться в срок лишения свободы из расчета день за день без смягчающих коэффициентов.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 547-ФЗ "О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

УИК уточнили в части освобождения тяжелобольных осужденных от отбывания наказания.
Скорректирован УИК РФ. Правительство РФ устанавливает перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медосвидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Уточнено, что речь также идет об освидетельствовании осужденных, ходатайствующих об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью. Также согласно поправкам Правительство РФ установит правила освидетельствования.
Указано, что представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, если осужденный не может сделать это сам.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 540-ФЗ "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Установлены правила замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами.
Скорректирован УК РФ. После отбытия осужденным определенной части срока наказания в виде лишения свободы неотбытая часть может быть заменена более мягким видом наказания. Для преступлений небольшой или средней тяжести это не менее 1/3 срока наказания, тяжких преступлений - не менее 1/2 срока наказания, особо тяжких преступлений - не менее 2/3 срока наказания. Закреплено, что при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами указанные части составляют 1/4, 1/3 и 1/2 соответственно.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 539-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Если задолженность не превышает 100 тыс. руб., взыскатель может направить исполнительный лист работодателю должника. С 25 тыс. до 100 тыс. руб. увеличен максимальный размер задолженности, при которой взыскатель может направить исполнительный документ для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.


Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 543-ФЗ "О внесении изменений в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Следователи должны обосновать необходимость продления срока содержания в СИЗО в период ознакомления с материалами уголовного дела.

Поправки к УПК РФ касаются возможности неоднократно продлевать срок содержания обвиняемого под стражей в период ознакомления с материалами уголовного дела. Следователь обязан указывать в ходатайстве конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения указанной меры пресечения. В постановлении суда о продлении такого срока должна указываться конкретная дата, до которой он продлевается. При этом продлевать его можно каждый раз не более чем на 3 месяца.


Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме"

Перепланировка офиса в многоквартирном доме перешла под контроль местных органов.
Местные органы власти получили контрольные полномочия в связи с переустройством или перепланировкой нежилых помещений в многоквартирном доме.
Поскольку такие помещения не считаются общим имуществом, жильцы часто неправомерно их переустраивали. Надзорные органы теперь могут привлекать таких собственников к ответственности и пресекать их действия так же, как в отношении жилых помещений. В число документов, предоставляемых при проведении перепланировки, добавлен протокол общего собрания собственников, если переустройство невозможно без присоединения или использования части общего имущества. В протоколе должно быть отражено согласие всех собственников.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 557-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Нельзя вовлекать подростков в несанкционированные митинги.

Введена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в несанкционированные собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования.
Гражданам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Альтернатива - обязательные работы от 20 до 100 часов или арест до 15 суток. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для организаций - от 250 тыс. до 500 тыс. руб.


Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства"

При возмещении вреда, причиненного лесам, учитываются расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.

Лицо, причинившее вред лесам и находящимся в них природным объектам, должно обратиться в органы лесного контроля с запросом о размере вреда и о платежных реквизитах для его возмещения. Определены таксы для исчисления размера вреда и методика определения размера возмещения. Ущерб, причиненный в результате таких преступлений, как незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений, исчисляется в соответствии с данными таксами и методикой. Добровольно вред можно возместить, уплатив необходимую сумму до вынесения решения суда. При возмещении вреда учитываются расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.
Прежние правила исчисления размера вреда, причиненного лесам, утрачивают силу. Они были признаны неконституционными, т. к. не давали однозначного ответа на вопрос, можно ли учитывать некоторые затраты, понесенные причинителем вреда.


Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол N 12)

Оплата труда бюджетников: единые рекомендации на 2019 г.

Подготовлены единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 г. Определены принципы формирования систем оплаты труда. Так, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда. К ним отнесены МРОТ, районные коэффициенты, повышенная оплата "за вредность" и т. д. Также должны применяться профстандарты, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца до их введения.

Отдельно рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главбухов. Даны рекомендации по формированию фондов оплаты труда. Приведены особенности систем оплаты труда педагогов и медиков, а также в учреждениях культуры и спорта.