shapka


Ответы на вопросы предпринимателей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий



вопрос

ответ

примечания

1.

Какие нормативные правовые акты для защиты свои права

 должен знать руководитель (предприниматель)?

- Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ);

- Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N584),

- Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N584 (утв. Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2012 г. N779) и т.д.

Согласно ч. 4 ст.1 Закона №294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в данной статье Закона

2.

В каких случаях, кого и в каком порядке предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления своей деятельности?

Начало осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требует предварительного уведомления соответствующего уполномоченного органа                (ч. 1 ст. 8 Закона). Уведомление должно представляться при выполнении работ (оказании услуг) в составе видов деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 8 Закона.

В этот перечень входят, в частности, гостиничные услуги, бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги по перевозкам, розничная и оптовая торговля, производство ряда товаров (одежды, обуви, хлеба, молочной продукции, соков и безалкогольных напитков, сахара, мебели, стройматериалов), турагентская деятельность.

Подробный перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необходимо подать уведомление, приведен в Приложении N 1 к Правилам.

В зависимости от вида осуществляемой деятельности уведомление должно представляться в:

- Роспотребнадзор (его территориальные органы) - по общему правилу, за исключением случаев, указанных ниже (п. 3 Правил),

- Федеральное медико-биологическое агентство (его территориальные органы) -                           в случаях, когда работы (услуги), уведомление по которым по общему правилу должно подаваться в Роспотребнадзор (его территориальные органы), выполняются (оказываются) на территории, обслуживаемой ФМБА России (п. 4 Правил). Перечень территорий, обслуживаемых ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 г. N1156-р. Большая часть этих территорий относится к закрытым административно-территориальным образованиям,

- Ространснадзор (его территориальные органы) - при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, услуг по перевозке грузов морским и внутренним водным транспортом, услуг по перевозке железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа, предусмотренных перечнем (п. 5 Правил),

- Роструд (его территориальные органы) - при оказании социальных услуг (п. 5(1) Правил),

- МЧС России (его территориальные органы) - при выполнении работ по производству пожарно - технической продукции, предусмотренных перечнем (п. 5(2) Правил),

- Росстандарт (его территориальные органы) - при выполнении работ по производству низковольтного оборудования и производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, предусмотренных перечнем (п. 5(3) Правил),

- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный жилищный надзор - при оказании услуг по управлению многоквартирными домами, оказании услуг или выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных перечнем (п. 5(5) Правил),

- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный ветеринарный надзор, - при производстве готовых кормов для животных               (п. 5(6) Правил).

- Ростехнадзор - при выполнении работ (оказании услуг) по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности (п. 5(7) Правил),

- Росздравнадзор - при выполнении работ (оказании услуг) по осуществлению деятельности в сфере обращения медицинских изделий (п. 5(8) Правил).

Согласно п. п. 3 - 6 Правил уведомление может подаваться как в сам уполномоченный госорган, так и в его территориальные органы. На практике уведомление представляется именно в территориальные органы. В п. 21 Регламента Роспотребнадзора, п. 12 Регламента ФМБА России, п. 14 Регламента Ространснадзора, п. 11 Регламента Ростехнадзора прямо предусмотрено, что, если необходимо представить уведомление в данные ведомства, оно должно подаваться в их территориальные органы.

Перечни территориальных органов указанных ведомств приведены на сайтах:

- Роспотребнадзора - www.rospotrebnadzor.ru (перечень территориальных органов Роспотребнадзора и их контактная информация приведены в Приложении N1 к Регламенту Роспотребнадзора),

- ФМБА России - www.fmbaros.ru (перечень территориальных органов ФМБА России и их контактная информация приведены в Приложении N1 к Регламенту ФМБА России),

- Ространснадзора — www.rostransnadzor.ru,

- Роструда — www.rostrud.ru,

- МЧС России — www.mchs.gov.ru,

- Росстандарта — www.gost.ru,

- Ростехнадзора — www.gosnadzor.ru,

- Росздравнадзора - www.roszdravnadzor.ru.

Представлять уведомление следует в соответствующий орган по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) (п. 6 Правил).

Форма и порядок таких уведомлений регламентирован ч. 8 ст. 8 Закона №294-ФЗ

Непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (если подача такого уведомления обязательна) является административным правонарушением, за которое в ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере:

- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 3000 до 5000 руб. Должностными лицами признаются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ),

- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

За представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения (если подача уведомления обязательна), ч. 2 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере:

- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 5000 до 10 000 руб.,

- для юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

3.

Какие существуют виды контроля?

Статьей 2 Закона №294-ФЗ определены следующие виды контроля (надзора):

-федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации,

-региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,

-муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Например, к федеральным органам контроля (надзора) относятся: МЧС, МВД, Ростехнадзор, Ространснадзор, Роспотребнадзор, УФСКН, Росздравнадзор и т.д.

Региональные органы государственного контроля (надзора): министерство здравоохранения Саратовской области, министерство образования Саратовской области, Государственная жилищная инспекции Саратовской области, комитет государственного регулирования тарифов и т.д.

Виды муниципального контроля определены в ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог,

-муниципальный жилищный контроль, муниципальный лесной контроль, -муниципальный земельный контроль,  -муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.

4.

Все ли виды государственного контроля (надзора) регламентируются Законом    № 294-ФЗ?

В силу п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона №294-ФЗ особенности организации и проведения проверок, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Статья содержит перечень видов государственного контроля и государственного надзора, в отношении которых отдельными федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок.

5.

Проверка, рейд, осмотр, обследование – понятие, компетенция органов, отличия.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 2 Закона №294-ФЗ содержит только понятие проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Ст. 13.2. Закона говорит лишь о случаях проведения планового (рейдового) осмотра органами контроля (надзора).

Закон №294-ФЗ не содержит понятий рейд, мониторинг, обследование, что является пробелом.

Представляется, что нормы Закона №294-ФЗ следует дополнить определением точных понятий:

-рейдовый осмотр,

-наблюдение,

-мониторинг.

контрольная закупка.

6.

Что такое риск-ориентированный  подход при организации контроля?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход применяется                с 01.01.2018 г., но к отдельным видам контроля может применяться и раньше.

Применение риск-ориентированного подхода  направлено на:

- оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора),

- на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

- на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Правительством РФ может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности:

- плановая проверка указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится,

- выездная плановая проверка названных юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

Также Правительством РФ может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

7.

Какие бывают проверки бизнеса?

Виды проверок:

По содержанию:

-плановые (ст. 9 Закона №294-ФЗ),

-внеплановые (ст. 10 Закона №294-ФЗ).

По форме:

-документарные (ст.11 Закона №294-Ф3),

-выездные (ст. 12 Закона №294-ФЗ).

 
8.

Плановая проверка. Как о ней узнать и подготовиться?

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Согласно п. 7 ст. 9 Закона №294-ФЗ Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Таким образом, узнать о проводимой проверке заранее можно, посмотрев информацию на сайте интересующего контрольного органа либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ genproc.gov.ru.

Кроме того, на основании п. 12 ст. 9 Закона №294-ФЗ контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ, не осуществляется.

Кроме того, положения Закона №294-ФЗ при осуществлении отдельных видов контроля, поименованных в ст. 1 данного Закона, не подлежат применению.

9.

В каких случаях проводится внеплановая проверка,  в т.ч. выездная?

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" п. 2 ч. 2 указанной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласие прокурора требуется в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ),

- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Аналогичные условия являются основанием для проведения документарной проверки.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 12 ст. 10 Закона №294-ФЗ определено, что если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных ч. ч. 6 и 7 указанной статьи, в органы прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

10.

Основания для отказа в проведении внеплановой выездной проверки?

Заявление о согласовании проведения проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления. По результатам рассмотрения заявления не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения. Проверяется наличие законных оснований для проведения проверки. В ч. 11 ст. 10 Закона №294-ФЗ прямо предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, к которым относятся:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства,

2) отсутствие вышеуказанных оснований для проведения внеплановой выездной проверки,

3) несоблюдение рассмотренных требований к оформлению решения органа контроля о проведении проверки,

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативно-правовым актам Президента РФ, нормативно-правовым актам Правительства РФ,

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля,

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

 
11.

Могут ли анонимные обращения служить основанием для проведения внеплановой проверки?

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона №59-ФЗ                    «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Отсутствие перечисленных оснований проведения внеплановой проверки является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона                    №294-ФЗ) и влечет недействительность её результатов.

 При этом Закон №294-ФЗ не содержит норм, наделяющих контролирующие органы полномочиями или возлагающими на данные органы обязанности по проверке достоверности персональных данных о заявителе, отражённых (не указанных) в заявлении.

12.

Сроки проведения проверки.

Срок осуществления проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок плановой выездной проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона  № 294-ФЗ).

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

13.

Каков порядок организации проверки?

Порядок организации проверки зависит от  ее вида - плановая или внеплановая, выездная либо документарная.

В ч. 20 ст. 10 Закона №294-ФЗ установлена особенность проведения внеплановой выездной проверки для саморегулируемых организаций. Аналогичное правило применяется и в случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации. Так, в ч. 14                   ст. 9 предусмотрено, что в случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки. Такой же срок в подобных ситуациях предусмотрен и в случае проведения внеплановой выездной проверки.

Обязательным условием законности проведения плановой проверки является предварительное уведомление проверяемого юридического лица либо индивидуального предпринимателя о предстоящей проверке не позднее чем в течение 3 рабочих дней до ее начала. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Отсутствие такого уведомления является самостоятельным основанием признания проверки незаконной.

Порядок проведения документарной проверки соответствует порядку, установленному в ст. 14  Закона №294-ФЗ. В силу ст. 14 Закона проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля. Если должностное лицо провело документарную проверку без соответствующего распоряжения руководителя, оно может быть привлечено к административной ответственности.

14.

Есть ли ограничения при проведении проверки?

Статьей 15 Закона №294-ФЗ к ограничениям отнесены:

- недопустимость проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица,

-проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации,

-проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке,

-осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ,

-требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов,

-отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений,

-распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

-превышать установленные сроки проведения проверки,

-осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Федеральным законом от 03.11.2015 г. №306-ФЗ с 01.07.2016 г. статья 15 будет дополнена пунктами 8, 9. Положения данных пунктов в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), применяются с                01.01.2017 г., проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, -             с 01.01.2017 г.:

-пункт 8 - требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень,

-пункт 9- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.

 

15.

В отношении каких субъектов установлен режим постоянного контроля?

Такой режим регламентирован ст. 13.1 Закона №294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. Режим постоянного государственного надзора устанавливается также в отношении специализированных организаций, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляют аффинаж драгоценных металлов, и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, и им предусматриваются постоянное пребывание на производственных объектах таких организаций уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, и (или) подведомственных ему государственных учреждений и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов, соблюдением установленного порядка сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней.

К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся:

1) опасные производственные объекты I класса опасности,

2) гидротехнические сооружения I класса                     (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации),

3) отдельные объекты использования атомной энергии.

 

16.

Результаты проверки, порядок оформления, принимаемые меры.

Согласно ст. 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Типовая форма акта утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. №141

"О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

17.

Журнал учета проверок, зачем он нужен и что там отражается?

Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Типовая форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. №141

"О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Представляется целесообразным обязательно вести указанный журнал, поскольку он может содержать информацию о характере, периоде проверке и лицах, её проводивших, что дисциплинирует участников отношений.

18.

Какие меры могут быть приняты  в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки?

В соответствии со ст.17 Закона №294-ФЗ  в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами,

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

 
19.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки?

 

Согласно ст.21 Закона №294-ФЗ предприниматель имеет право:

-непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки,

-получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом,

-знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,

-обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации,

-привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Федеральным законом от 03.11.2015 г.                   №306-ФЗ с 01.07.2016 г. ст. 21 будет дополнена пунктами 2.1 и 2.2:

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация,

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе.

20.

Что такое единый реестр проверок?

Во исполнение требований статьи 13.3 Закона №294-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 г. №415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (вступили в силу с 01.07.2015 г.)

Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.



Предоставление информации, содержащейся в едином реестре проверок, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Ознакомиться в Единым реестром возможно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации genproc.gov.ru.

21.

Грубые нарушения требований закона, влекущие недействительность проверки, защита прав предпринимателей.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Ч. 2 ст. 20 Закона №294-ФЗ устанавливает                      9 видов нарушений, относящихся к грубым и влекущих, как следствие, отмену результатов проверки.



22.

«Надзорные каникулы»: что это такое?

С 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. органы государственного и муниципального контроля не смогут проводить плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Это организации и индивидуальные предприниматели, которые  отвечают следующим требованиям:

- средняя численность работников не более 100 человек,

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не более 800 млн руб.,

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также иных организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не больше 25%.

Порядок проведения плановых проверок в указанный период регламентирован ст. 26.1 Закона №294-ФЗ.

Но "надзорные каникулы" устроили не для всех.

Не коснутся проверок в области промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих производственные объекты I или II класса опасности, экологического надзора по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории, лицензионного контроля компаний, ведущих деятельность по управлению многоквартирными домами, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и некоторых других.

В ближайшие 3 года органы госконтроля смогут планировать проверки как обычно, если организация или ИП ведут деятельность в сфере здравоохранения, образования или в социальной сфере, в области теплоснабжения или электроэнергетики согласно Перечню, утвержденному Правительством РФ. Таких лиц  будут проверять с той же установленной периодичностью, что и раньше.

Кроме того, проверять предпринимателей смогут в случаях, если в отношении СМП ранее было принято вступившее в законную силу:

- постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, например, за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),

- постановление о назначении административного наказания в виде дисквалификации (административного приостановления деятельности),

- решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии по лицензируемому виду деятельности.

Если с даты окончания проверки, по результатам которой было принято такое постановление или решение, прошло менее 3 лет, контролирующий орган вправе включить компанию в план проверок.

23.

Куда обращаться за защитой нарушенных прав, разъяснением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей

Официальный сайт прокуратуры Еврейской автономной области: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Официальный электронный адрес прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области: e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

679000 г. Биробиджан,

 ул. Шолом-Алейхема, 37 а

679150 ЕАО, пос. Смидович, Смидовичский р-н, пер. Партизанский, 1а

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел: 8 (426-32) 2-24-49